+7(8512)525-525
Информационно-правовое обслуживание
Информационно-правовое обслуживание >
Интернет-интервью: Предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде

Заместитель руководителя администрации Губернатора Астраханской области - начальник контрольно-правового управления Галина Александровна Зотеева.

3 марта 2010 года в 15-00 в Администрации Губернатора Астраханской области состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя администрации Губернатора Астраханской области - Зотеевой Галиной Александровной.
Тема интернет-интервью: Предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде.

Интернет-интервью организовано Центром Информационно-правового обслуживания Гарант.
Ведущая интернет-интервью: Уразалиева Елена Александровна.

Ведущая: Галина Александровна, в Концепции административной реформы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р), установлено, что административные преобразования проводятся в интересах гражданина и предпринимателя. Целью Концепции является повышение качества и доступности государственных услуг, снижение административных барьеров, противодействие коррупции, повышение эффективности деятельности государственных органов. Я знаю, Органами государственной власти Астраханской области с 2007 года осуществляется деятельность по разработке и внедрению административных регламентов. И сегодня, мне хотелось бы от Вас услышать о тех шагах, которые уже сделаны, о тех трудностях с которыми Вы столкнулись в ходе своей работы, и получить ответы на вопросы которые поступали от наших граждан (интернет аудитории), по телефону и через интернет. В своих вопросах граждане хотели бы поподробнее узнать о данном проекте и о своих правах и возможностях. И мне хотелось бы начать именно с этих вопросов, потому что они помогут раскрыть суть нашей сегодняшней с Вами встречи.
И первый вопрос: Расскажите, пожалуйста, как можно воспользоваться государственными услугами (функциями) в электронном виде?

Зотеева Г.А.: На портале государственных услуг (сервисов) Астраханской области размещены 93 административных регламента исполнительных органов государственной власти Астраханской области. В настоящее время ведется их доработка, в частности, предусматривается направление в органы власти документов, необходимых для предоставления государственных услуг (исполнения функций), в электронном виде и получение результата по электронной почте. Совершенствование региональной правовой базы потребует актуализации информации на портале. Данную работу предполагается завершить в первом квартале текущего года. Постановлением Правительства РФ определены этапы перехода на предоставление первоочередных услуг (функций) в электронном виде. До 1 декабря 2010 года будет завершен 1 этап и размещена информация о ряде услуг (функций) в сфере образования и науки, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно - земельных отношений.
В настоящее время органами власти области ведется активная работа по разработке и внедрению на территории Астраханской области единой федеральной системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций с использованием информационно-телекоммуцникационной сети Интернет – «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций)».
Сводный реестр будет содержать сведения о предоставляемых услугах (функциях), а Единый портал – обеспечит доступ граждан и организаций к части сведений об услугах (функциях), размещаемых в Сводном реестре, предназначенных для распространения.
По мере создания условий для однозначной идентификации получателей услуг и в случае появления возможностей предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде единый портал будет использоваться гражданами и организациями для подготовки и размещения запросов в электронном виде на предоставление услуг и получение результатов предоставления этих услуг, а также оплаты услуг в электронной форме.


Ведущая: На каком уровне в нашем регионе находится стандартизация в сфере электронных государственных услуг и электронные административные регламенты?

Зотеева Г.А.: В Астраханской области уже разработано и внедрено 93 стандарта, административных регламента. Но есть определенные трудности - отсутствие соответствующей нормативной правовой базы на федеральном уровне. В настоящее время мы вынуждены осуществлять опережающее правовое регулирование по ряду услуг и функций. Не так давно был принят Федеральный закон, который предусмотрел возможность утверждения ряда стандартов, административных регламентов субъектами Федерации по переданным им для осуществления полномочиям (в сфере ЗАГС, образования, медицинской деятельности и др.). Однако по большинству из них мы ждем быстрейшего принятия решения на федеральном уровне - либо их разработки, либо передачи на региональный уровень. Кроме того, необходимо ускорить принятие федерального закона об административных регламентах и стандартах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Это позволит упорядочить работу по правовой регламентации и стандартизации вопросов исполнения государственных (муниципальных) функций, предоставления услуг, в том числе по осуществлению регионального (муниципального) контроля и предоставления услуг в электронном виде. Надеемся, что в скором времени будет решен вопрос по формированию, ведению различными ведомствами баз данных, а также обеспечен обмен между ними, чтобы как-то связать ведомства между собой.
На федеральном уровне необходимо выработать единые технологические стандарты формирования электронных форм и их обработки информационными системами.


Ведущая: Если говорить о работе других регионов по этому проекту, на каком месте находится наш регион?

Зотеева Г.А.: Примерно год назад, подводились итоги по Южно-Федеральному округу, и мы оказались на первом месте по количеству регламентов, самое главное, что далеко не у всех сформированы перечни, как оказалось, и нас просили оказать помощь остальным регионам Южно-Федерального округа.


Ведущая: Какие методы используются для информирования населения, о возможности получения услуг в электронном виде? Скажите, пожалуйста, на каких сайтах можно найти подробную информацию?

Зотеева Г.А.: Начиная с 2007 году в Астраханской области введен в эксплуатацию портал государственных услуг (сервисов) Астраханской области (service.astrobl.ru). На портале размещены как принятые административные регламенты в актуальной редакции, так и их проекты. Этот целостный информационно-правовой ресурс обеспечивает в настоящее время доступ граждан ко всем принятым на территории области административным регламентам, которые определяют правила получения услуг, а также предоставлена возможность для участия в их разработке. Самое первое это опубликование, далее их безусловно выкладывают на нашем портале. Административные регламенты и их проекты также размещается на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
В скором времени будет запущен Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), о котором я говорила ранее.
Также все административные регламенты публикуются в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области после их принятия.


Ведущая: Какие услуги доступны для предпринимателей?

Зотеева Г.А.: В настоящее время принято более 30 административных регламентов о предоставлении государственных услуг предпринимателям. Например, о государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в различных формах, о предоставлении субсидий на развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, о выдаче различных разрешений, лицензий. Подробная информация обо всех этих услугах, а также правилах их предоставления содержится на портале государственных услуг (сервисов) Астраханской области (service.astrobl.ru).


Ведущая: Галина Александровна, действительно очень удобно через интернет пользоваться государственными услугами (налоги, имущество, социальное обеспечение), но где гарантия того что указываемые данные о гражданах, будут использованы только в направлении госуслуг? Было еще два аналогичных по содержанию вопроса - это вопрос, касающийся юридических лиц, и гарантии их безопасности и конфиденциальности переедаваемой информации. И еще один вопрос - как в нашем регионе обстоят дела идентификации личности при использовании госуслуг в электронном виде?

Зотеева Г.А.: Действующее законодательство Российской Федерации ограничивается исключительно одним видом подписи – электронная цифровая подпись, применение которой в процессе предоставления государственных услуг не всегда представляется удобным и целесообразным. В законодательстве ряда зарубежных государств предусматривается применение и иных видов электронной подписи – простая, усиленная, квалифицированная и т.д. На мой взгляд, для дальнейшего продвижения этого вопроса необходимо совершенствование федерального законодательства в части регулирования порядка применения электронной подписи. В настоящий период такую работу ведут несколько министерств и ведомств Российской Федерации.


Ведущая: Но все равно, проделана огромная работа, и даже если у граждан нет возможности заверять документы электронными подписями, они уже имею возможность открытый доступ к перечню и самим документам (формам), которые необходимо предоставить, для получения той или иной услуги. И на мой взгляд, это уменьшает бесконечные очереди, в которые мы выстраивались только для того, чтобы взять тот или иной бланк.

Зотеева Г.А.: Это, безусловно, сокращает процедуру, они зашли, открыли регламент, взяли форму, самостоятельно заполнили. В регламенте содержатся сведения о консультировании, в случае, если возникли вопросы при их заполнении.


Ведущая: Насколько решен вопрос о защите персональных данных?

Зотеева Г.А.: Предпринимаемые меры обеспечения безопасности и защиты персональных данных подразделяются на правовые, организационные, технические.
В настоящее время сформирована целостная федеральная нормативная правовая база, позволяющая гарантировать безопасность по передаче и охране персональных данных, в случае реализации правовых норм в полном объеме. Однако государственные базы данных, в том числе содержащие персональные данные, всегда были объектом внимания хакеров. Кроме того, сейчас выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности на региональном и муниципальном уровнях упирается в высокую стоимость средств защиты. Например, защита одного компьютера стоит несколько тысяч рублей. На первом этапе мы решаем организационные вопросы. Они сейчас прорабатываются на уровне каждого министерства, агентства, службы. В отдельных случаях вопрос решается за счет обезличивания данных.


Ведущая: Галина Александровна, следующая тройка вопросов в какой то степени перекликаются и чтобы не дублировать, но и не оставить совсем без внимания, я озвучу их все, а Вы постараетесь максимально полно ответить.

Вопрос1: На сегодняшний день очень много услуг можно оплатить с помощью банкоматов и технического оборудования это - безусловно, удобно, но не все умеют с ней обращаться. Скажите, принимаются ли меры по оказанию помощи работы с техникой? Ведь, не все умеют работать на компьютере?

Вопрос2: Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то центры по оказанию помощи населению в освоении компьютеров? Интернет есть не у всех, и самое главное, что не все умеют пользоваться им.

Вопрос3: Галина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие действия предпринимает Администрация для поддержки данного проекта в нашем регионе? Какие результаты уже достигнуты в образовании и медицине?

Зотеева Г.А.: Вопрос мне понятен и ответ на него мне хотелось бы начать с региональных проектов, которые реализуются в Астраханской области: «Дорогие астраханцы – все в компьютерном пространстве», «Все в сеть» и др. Идея проектов вписывается в большую работу, которая сейчас идет в России по продвижению электронного правительства. Она облегчит получение государственных и муниципальных услуг через Интернет. А так как немалая часть потенциальных пользователей таких услуг – люди пожилые, в силу возраста не знакомые с интернет-технологиями, губернатор Александр Жилкин решил организовать специальную систему учебы для пожилых людей. Образно говоря, старшее поколение вновь пригласили в школу. Предполагается, что люди старшего поколения не только освоят компьютер на уровне начинающих пользователей, но и смогут через Интернет получать интересующую их информацию на сайтах региональных министерств и ведомств. Кроме того, они научатся сами вести переписку по электронной почте, в том числе обращаться с вопросами на сайты губернатора, президента и других руководителей. Каждый раз на занятия приходят представители региональных министерств социального развития и труда, образования и науки, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, агентства связи и массовых коммуникаций, отделения пенсионного фонда Астраханской области, а также представители правовых систем. С их помощью пенсионеры учатся пользоваться информационно-правовыми системами, получать сведения по социальному, пенсионному обеспечению, разъяснения по вопросам ЖКХ. В частности, они узнают полезную информацию о том, как управлять многоквартирным домом, как защищать свои права от недобросовестных поставщиков услуг. Пенсионеры узнают, зачем у каждого астраханского министерства существует свой сайт в Интернете и как пользоваться различной техникой.
Интернет подключен в ряде библиотек, в учебных заведениях, во всех отделениях почтовой связи. В целом по области действуют более 200 пунктов открытого доступа к сети Интернет.
В Астраханской области создана и успешно внедряется социально ориентированная идентификационно - расчетная автоматизированная информационная система «Социальная карта Астраханской области» (далее - АИС СКАО), которая призвана эффективно справляться с такими задачами, как социальная защита, занятость населения; использование технологии пластиковых карт при информатизации здравоохранения; социальное страхование; монетизация льгот; платежное безналичное обслуживание (транспортные расходы, безналичный расчет в школах, расчет и выдача зарплаты на предприятиях по безналичным расчетам, сокращение наличных денег и их обслуживания в торговой сети) и др. Идентификационным, информационным, расчетным и платежным инструментом АИС СКАО является многофункциональная пластиковая смарт-карта «Социальная карта жителя Астраханской области». Предполагается полная информатизация процесса предоставления социальных выплат всем гражданам Российской Федерации, имеющим на это право. Допускается несколько видов СК (например, СК пациента, СК школьника, расчетная СК в потребительском рынке, СК врача и т.д.). Основным ожидаемым социальным эффектом от внедрения АИС СКАО является повышение эффективности и качества социальной поддержки населения и снижение уровня социальной напряженности.
Надеемся, что в скором времени на федеральном уровне будет принят регламент для регионов, который позволит не только унифицировать сами карты, но и возможность обмена между базами данных различных ведомств.


Ведущая: Какие органы контролируют соблюдение уже принятых (утвержденных) регламентов? И какие меры наказания применяются к нарушителям?

Зотеева Г.А.: Контроль осуществляется, прежде всего, внутри ведомств, потому что любой регламент исполняет представитель того или иного министерства. В каждом административном регламенте содержится порядок и формы контроля за исполнением административных процедур в рамках предоставляемой услуги (функции), а также механизмы досудебного обжалования незаконных и неоправданных действий (бездействий) должностных лиц. Любой, написавший жалобу гражданин, может быть уверен что она будет рассмотрена, и уже по результатам проведения служебных проверок руководитель соответствующего министерства или ведомства в случае выявления нарушения прав заявителей привлекает виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Если говорить о внешнем контроле, то это, конечно, органы прокуратуры и другие контролирующие органы.


Ведущая: Насколько, на ваш взгляд у нас развиты многофункциональные центры?

Зотеева Г.А.: Поскольку наиболее востребованные, массовые государственные услуги имеют межведомственную, а часто и «межуровневую» природу, даже качественная регламентация отдельных функций и услуг не приводит к серьезному сокращению сроков, упрощению процедур, ликвидации незаконных посреднических и явно коррупционных схем.
Решить эту проблему возможно путем развития Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)– единого офиса, где в режиме «одного окна», предоставляется большинство самых востребованных услуг. Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать бесчисленные справки, ходить по инстанциям или платить «посредникам». От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу должны проводить государственные и муниципальные органы власти.
Хотя идея МФЦ проста, ее практическая реализация требует серьезной межведомственной координации, юридически значимого информационного обмена. Мы активно ведем эту работу. Однако мониторинг деятельности МФЦ показал, что для созданного в Астрахани МФЦ больше подходит определение «одна дверь». То есть участники МФЦ вместо передачи отдельных действий на исполнение в МФЦ организовали там удаленные рабочие места, и заявителю приходиться при получении услуги переходить из очереди к одному «окошку» в очередь (пусть и электронную) в другое окно. Поэтому в перспективе мы придем к системе «сертификации» МФЦ.
Несмотря на существующие вопросы, по результатам исследования, более 90% посетителей МФЦ высоко оценили работу центров и активно поддерживают такую деятельность властей.


Ведущая: Галина Александровна, как предоставление в электронном виде госуслуг повлияет на коррупцию в органах государственной власти?

Зотеева Г.А.: Ни для кого не секрет, что открытость и доступность информации о деятельности государственных и муниципальных органов – необходимое условие реализации антикоррупционных мероприятий. Детальное описание административных процедур и доведение этой информации до заинтересованных лиц является необходимой основой для решения таких задач, как снижение административных барьеров, противодействие коррупции. Посредством регламентации возможно выделение потенциально коррупциогенных должностей, формирование дополнительных механизмов контроля за замещающими эти должности лицами, предусмотреть особые требования к организации взаимодействия с гражданами.
Основными позитивными результатами предоставления государственных услуг в электронном виде является сокращение сроков и повышение прозрачности административных процедур, возможность предоставления государственных услуг без очного участия заинтересованного лица, информирование и консультирование заинтересованных граждан по процедуре предоставления государственной услуги с использованием интернет-сайтов.
Особое внимание хотелось бы обратить на процедуру разработки и принятия административных регламентов. К разработке проектов привлекаются независимые эксперты, проводятся публичные обсуждения, экспертиза со стороны заинтересованных бизнес-структур, некоммерческих организаций. Таким образом неоднократно выявлялись и устранялись избыточные действия чиновников, сокращались необоснованно завышенные сроки, существенно сокращались временные, финансовые и моральные издержки граждан и предпринимателей.


Ведущая: На Ваш взгляд, что самое сложное было в этом проекте за то время, которое уже пройдено?

Зотеева Г.А.: Самое сложное… Вы знаете, сам регламент это поэтапное, даже пошаговое действие и начинать описывать эти этапы надо было доступным языком. Почему по регионам внедрение проходило достаточно неактивно, потому что сначала сами осознавали и разбирались, что такое регламенты, не было никаких федеральных нормативных актов. Мы сами определились, что все-таки стандарты - это определенный раздел регламента. Регламент включает в себя подробное описание действий с момента подачи заявления на эту услугу и до момента ее получения. И что не мало важно, в нем описано каждое действие должностных лиц, в какой момент какое должностное лицо что делает, чтобы была возможность определить, кто за что отвечает на данном этапе. Когда были разработаны первые стандарты, их применили и начали усовершенствовать, поняли, что на определенных этапах не нужны 10 дней, можно оказать услугу за 3 дня, другой этап сократить до одного дня. Потом отсчет пошел на часы и время сокращалось до 30 минут. В конечном итоге мы пришли к тому, что сами структуры, оказывающие услуги населению, стали вносить поправки в регламенты, совершенствуя административные процедуры и, безусловно, это радовало.


Ведущая: Вопросы, которые поступали от интернет аудитории, были озвучены в ходе интервью и мне хотелось, конечно, поблагодарить, Галину Александровну, за то, что Вы так подробно, интересно и доступно ответили на них. Это очень важно для наших граждан, ведь доступность и простота в изложении это залог того, что эти проекты будут пользоваться популярностью, а значит все Ваши труды и, безусловно, всех тех органов, которые приложили руку к их разработке и внедрению были не напрасны.
Давайте попробуем обозначить приоритеты на ближайшую перспективу, знаю, что на будущей неделе состоится встреча на федеральном уровне как раз по данному вопросу.

Зотеева Г.А.: Да, действительно, такая встреча запланирована и на ней мы надеемся, что наши коллеги на федеральном уровне ответят на ряд вопросов, которые сейчас возникают, в том числе и организационного и правового характера. Мы надеемся, что это совещание поможет решить ряд вопросов, связанных с переходом на предоставление первоочередных услуг (функций) в электронном виде.

Ваши пожелания интернет-аудитории:
Всем рекомендую осваивать современные информационные технологии, обращаться за помощью в специальные центры, обращаться к нам за разъяснениями, предложениями, только вместе мы сможем реализовать этот проект на высоком уровне.






Карта сайта Выскажи мнение Контакты
Читать 5_25group в Твиттере